Версия для слабовидящих 
8 (812) 501-10-40
с 10 до 18 (пн - пт)

Контрольные (надзорные) органы ожидает трансформация от карательной модели поведения к клиентоориентированной

Распоряжение Правительства РФ от 21.12.2023 N3745-р

Правительство утвердило Концепцию совершенствования контрольной (надзорной) деятельности (КНД) на ближайшие 2 года, а также план-график ее реализации.

Например, Правительство хочет добиться того, чтобы большинство внеплановых проверок проводились на основе индикаторов риска. В связи с этим бизнесу стоит ожидать взрывного роста количества таких индикаторов, в первую очередь - по массовым видам контроля (санитарный, пожарный, жилищный) и массовым и критичным видам нарушений обязательных требований. Вопрос о необходимости согласовывать с прокуратурой проведение КНМ по индикаторам риска еще не решен Правительством - по этому вопросу нужны длительные консультации с Генеральной прокуратурой РФ.

Кроме того, в Правительстве высказали идею о том, что индикаторы риска нужно ранжировать (по степени возможных негативных последствий), причем по некоторым индикаторам риска нужно проводить не проверки, а профилактические мероприятия.

Далее, Кабмин рассчитывает создать "калькуляторы риска" в ЛК на портале госуслуг - для автоматизированного расчета своей категории, при этом будет увеличено количество характеристик для расчета категории, особенно в отношении добросовестности лиц (например, регулярное прохождение самообследования с получением высоких результатов).

Кроме того, в механизм КНД хотят ввести новые процедуры: "самостоятельный контроль" (самообследование + декларация + профвизит) и рейтингование (осуществляется надзорным органом по итогам КНМ и профвизитов, позиция в рейтинге ни на что особенно не влияет, но приносит почет и уважение; требования к рейтингованию обещают разработать к июлю 2024 г., пилотирование рейтингования начнется с 30.12.2024). "Пилотный" вид надзора - санитарный.

Очень важным Правительство полагает "разворот" модели поведения надзорных органов - от упреждающе-карательной к клиентоориентированной (и клиент здесь - бизнес). Речь при этом идет не об ослаблении контроля, а о расширении "образовательной" компоненты - нужно рассказывать бизнесу об обязательных требованиях понятным языком.

Плановые мероприятия для объектов низкого, среднего, умеренного и значительного рисков хотят отменить вовсе (фактически, законодательно закрепить введенный в 2022 году мораторий на плановые проверки). Кроме того, в неопределенном будущем проверки исполнения предписаний хотят проводить только путем КНМ без взаимодействия, и только в случае невозможности таким образом оценить исполнение предписания - проводить выездные проверки и иные КНМ с взаимодействием.

Для бюджетных учреждений введут особый механизм освобождения от административной ответственности за нарушение обязательных требований - после выдачи предписания об устранении нарушений учреждение, учредитель и надзорный орган составят "дорожную карту" по устранению нарушений и специальное соглашение, после чего предписание отменяется, учреждение начинает исполнять эту "дорожную карту" (контролирует которую учредитель, а не надзорный орган), а исполнение "дорожной карты" будет являться обстоятельством, исключающим привлечение к административной ответственности. Если работа механизма понравится, то обещают "рассмотреть вопрос" о его распространении на бизнес.

Обещана цифровизация производства по делам об административных правонарушениях при осуществлении государственного контроля (надзора).

Что еще предлагает Концепция:

  • ввести обязанность граждан, которые хотят "наябедничать" в орган жилнадзора на свою УК / ТСЖ, сначала обратиться с соответствующими претензиями именно в УК/ ТСЖ (вопрос требует проработки, доклад Минстроя по этому вопросу ожидается только через полтора года),
  • уточнить предмет муниципального земконтроля (чтобы он не "пересекался" с предметом федерального земельного контроля),
  • унифицировать предмет муниципального контроля в сфере благоустройства (сейчас в разных муниципалитетах под ним могут понимать совсем не одно и то же), в частности, ввести на федеральном уровне единый перечень видов объекта такого контроля, из которого ОМСУ смогут выбрать "подходящие" именно им с учетом своих местных особенностей). Кроме того, для муниципального контроля в сфере благоустройства предлагают ввести специальный режим контроля - с возможностью перемещения инспекторов по определенной территории.

Поправки в КоАП РФ, Закон о госконтроле и Закон об общих принципах организации МСУ (с описанными идеями) должны подготовить до конца 2024 года. Кроме того, с 12.12.2024 обещан полный отказ от бумажных решений о проведении КНМ или профмероприятия (все будет в электронном виде в ЕРКНМ).

Остались вопросы? Задайте их нам

Специалисты учебного центра оперативно ответят на любые ваши вопросы

Аккредитованный учебный Центр

Аутсорсинг по охране труда
Служба охраны труда
Собственная биржа труда

Постановление Правительства Ленинградской области от 14.05.2019 № 208 "О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 27 мая 2014 года N 192 "О Комитете Постановление Правительства Ленинградской области от 14.05.2019 № 208 "О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 27 мая 2014