Контрольные (надзорные) органы ожидает трансформация от карательной модели поведения к клиентоориентированной
Распоряжение Правительства РФ от 21.12.2023 N3745-р
Правительство утвердило Концепцию совершенствования контрольной (надзорной) деятельности (КНД) на ближайшие 2 года, а также план-график ее реализации.
Например, Правительство хочет добиться того, чтобы большинство внеплановых проверок проводились на основе индикаторов риска. В связи с этим бизнесу стоит ожидать взрывного роста количества таких индикаторов, в первую очередь - по массовым видам контроля (санитарный, пожарный, жилищный) и массовым и критичным видам нарушений обязательных требований. Вопрос о необходимости согласовывать с прокуратурой проведение КНМ по индикаторам риска еще не решен Правительством - по этому вопросу нужны длительные консультации с Генеральной прокуратурой РФ.
Кроме того, в Правительстве высказали идею о том, что индикаторы риска нужно ранжировать (по степени возможных негативных последствий), причем по некоторым индикаторам риска нужно проводить не проверки, а профилактические мероприятия.
Далее, Кабмин рассчитывает создать "калькуляторы риска" в ЛК на портале госуслуг - для автоматизированного расчета своей категории, при этом будет увеличено количество характеристик для расчета категории, особенно в отношении добросовестности лиц (например, регулярное прохождение самообследования с получением высоких результатов).
Кроме того, в механизм КНД хотят ввести новые процедуры: "самостоятельный контроль" (самообследование + декларация + профвизит) и рейтингование (осуществляется надзорным органом по итогам КНМ и профвизитов, позиция в рейтинге ни на что особенно не влияет, но приносит почет и уважение; требования к рейтингованию обещают разработать к июлю 2024 г., пилотирование рейтингования начнется с 30.12.2024). "Пилотный" вид надзора - санитарный.
Очень важным Правительство полагает "разворот" модели поведения надзорных органов - от упреждающе-карательной к клиентоориентированной (и клиент здесь - бизнес). Речь при этом идет не об ослаблении контроля, а о расширении "образовательной" компоненты - нужно рассказывать бизнесу об обязательных требованиях понятным языком.
Плановые мероприятия для объектов низкого, среднего, умеренного и значительного рисков хотят отменить вовсе (фактически, законодательно закрепить введенный в 2022 году мораторий на плановые проверки). Кроме того, в неопределенном будущем проверки исполнения предписаний хотят проводить только путем КНМ без взаимодействия, и только в случае невозможности таким образом оценить исполнение предписания - проводить выездные проверки и иные КНМ с взаимодействием.
Для бюджетных учреждений введут особый механизм освобождения от административной ответственности за нарушение обязательных требований - после выдачи предписания об устранении нарушений учреждение, учредитель и надзорный орган составят "дорожную карту" по устранению нарушений и специальное соглашение, после чего предписание отменяется, учреждение начинает исполнять эту "дорожную карту" (контролирует которую учредитель, а не надзорный орган), а исполнение "дорожной карты" будет являться обстоятельством, исключающим привлечение к административной ответственности. Если работа механизма понравится, то обещают "рассмотреть вопрос" о его распространении на бизнес.
Обещана цифровизация производства по делам об административных правонарушениях при осуществлении государственного контроля (надзора).
Что еще предлагает Концепция:
- ввести обязанность граждан, которые хотят "наябедничать" в орган жилнадзора на свою УК / ТСЖ, сначала обратиться с соответствующими претензиями именно в УК/ ТСЖ (вопрос требует проработки, доклад Минстроя по этому вопросу ожидается только через полтора года),
- уточнить предмет муниципального земконтроля (чтобы он не "пересекался" с предметом федерального земельного контроля),
- унифицировать предмет муниципального контроля в сфере благоустройства (сейчас в разных муниципалитетах под ним могут понимать совсем не одно и то же), в частности, ввести на федеральном уровне единый перечень видов объекта такого контроля, из которого ОМСУ смогут выбрать "подходящие" именно им с учетом своих местных особенностей). Кроме того, для муниципального контроля в сфере благоустройства предлагают ввести специальный режим контроля - с возможностью перемещения инспекторов по определенной территории.
Поправки в КоАП РФ, Закон о госконтроле и Закон об общих принципах организации МСУ (с описанными идеями) должны подготовить до конца 2024 года. Кроме того, с 12.12.2024 обещан полный отказ от бумажных решений о проведении КНМ или профмероприятия (все будет в электронном виде в ЕРКНМ).
Остались вопросы? Задайте их нам
Специалисты учебного центра оперативно ответят на любые ваши вопросы
Аккредитованный учебный Центр
Постановление Правительства Ленинградской области от 14.05.2019 № 208 "О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 27 мая 2014 года N 192 "О Комитете Постановление Правительства Ленинградской области от 14.05.2019 № 208 "О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 27 мая 2014